Относительный мир на арктических берегах был нарушен 30 июля 1941 года. Морская авиация Великобритании начала операцию с целью нанесения 2-х ударов по немецким судам в портах на севере Норвегии и Финляндии. Рейд на Киркенес и Петсамо стал трагическим эпизодом в истории британской морской авиации.
Fairey Fulmar - двухместный истребитель, слишком неторопливый и весомый, дабы в 1941-ом году соревноваться с современными перехватчиками наземного базирования
Позже начала операции «Барбаросса» в июне 1941 года между Великобританией и СССР был заключен союзный договор. Дабы подкрепить англо-советский договор делом, британские лидеры стали искать пути оказания помощи новому союзнику. Было принято решение о нанесении удара по транспортным кораблям, снабжающим войска Германии во время наступления на арктический порт Мурманск.
Ударная группа операции EF вышла в море за неделю до налета. Рейд осуществлялся двумя авианосцами Королевского флота, «Фьюриес» и «Викториес», при поддержке 2-х крейсеров и шести эсминцев. По плану командования, удар должен был быть неожиданным, но это нехорошо соотносилось с реальными условиями за полярным кругом. Во время полярного дня в Арктике было немыслимо сберегать скрытность перемещений. Перед нанесением удара группа была найдена немецкой летающей лодкой Do-18, элемент внезапности был утрачен.
Торпедоносец Fairey Albacor взлетает с палубы HMS Victorious. 19 из 21 бомбардировщиков, участвовавших в рейде на Киркенес, были повреждены либо утеряны
Удар по Петсамо осуществлялся авианосцем «Фьюриес», на задание вылетели 9 бомбардировщиков «Свордфиш» и 9 бомбардировщиков «Альбакор», а также 6 истребителей «Фейри Фулмар» с бомбами на внешних подвесках. Больше идеальные «Си Харрикейн» предназначались для охраны морской группировки и не вылетели на Петсамо. Когда ударная авиагруппа подошла к финскому порту, бухта оказалась фактически пустой. На причале стояли только два мелких торговых судна. Первым на дно отправился пароход, загруженный ромом. После этого британцы разломали пристани и топливные резервуары, сбросили бомбы на огневые позиции и здания доков и взяли курс на авианосец.
Вначале немецкая зенитная артиллерия приняла нападающих за свои Ju-87 «Штука», но позже того, как британцы начали сбрасывать бомбы и торпеды, взрывы зенитных снарядов заполнили воздух над бухтой. Были сбиты два «Фулмара» и один «Альбакор», экипажи обоих «Фулмаров» погибли. Три члена экипажа «Альбакора» были позднее спасены советскими войсками.
Когда во время атаки на Киркенес Альбакоры и Фулмары достигли своей цели, Bf.110 теснее вышли на перехват
В это время ударная группа авианосца «Викториес» приближалась к порту Киркенес на севере Норвегии. В составе 21 «Альбакора» и 12 «Фулмаров» ей удалось потопить одно 2000-тонное грузовое судно и повредить другое. Впрочем немцы ждали налета, и в воздух по тревоге были подняты несколько Bf.110 и Bf.109.
Устаревшие «Фулмары» не могли противоборствовать ни Bf.109 T-2, ни Bf.110 и не были способны обеспечить охрану «Альбакоров». Из 21 «Альбакора» одиннадцать были сбиты, еще восемь получили повреждения. В список потерь вошли также два «Фулмара». В плен попали 25 авиаторов морской авиации Великобритании, принимавших участие в налете. Потери убитыми составили 13 человек. Английские авиаторы заявили о четырех сбитых немецких самолетах, при этом позднее было подтверждено, что по меньшей мере один Bf.110 был сбит «Фулмаром» и одна «Штука» была сбита «Альбакором». Факт разрушения 2-х самолетов Bf.109 не был подтвержден.
Удар не только не добился своей цели, но и обернулся тяжелыми потерями для британцев. Авария в районе Киркенеса принудила командование Королевского флота пересмотреть свои взоры на вероятность нанесения ударов по немецким портам на Севере. Невзирая на то, что целью удара были немецкие средства снабжения, по сути, в Петсамо Великобритания совершила нападение на финскую территорию без формального объявления войны. В декабре 1941 года война была объявлена, впрочем удар по Петсамо остался исключительной в истории военной операцией британских вооруженных сил вопреки Финляндии.