Акция: с 16:00 Мск 12 декабря до 16:00 Мск 13 декабря навык, получаемый за вылеты на самолетах Ил-2 и Ил-2М, увеличен на 30%
Герой Советского Союза лейтенант Пургин Николай Иванович
авиатор-штурмовик 820 шап
Я понимать начал только где-то на 3-м вылете. Данный вылет мне классно запомнился… Ты знаешь, полеты все идентичные, здесь рассказать нечего: взлет, сбор, пришли на цель, штурмовали «по ведущему» и ушли. Запоминаются вылеты, в которых происходило что-то неординарное. Так вот, в данный раз я взмыл, и у меня не убиралась правая «нога». По инструкции самолет считается неисправным, и я имею полное право возвратиться. Но я же молодой, думаю: возвращусь, скажут, струсил. Хорошо, думаю, догоню группу, и будет все типично. Безусловно, пока я думал, плюс выпущенная «нога» снижает скорость, я неразвит. Вот я один «телепаюсь», группа ─ впереди, на горизонте. Еще когда разрабатывали полет, начальник сказал, что позже пикирования мы выходим с правым разворотом на свою территорию. Я решил держаться правее, срезать угол и их догнать. Они пришли на цель, а ее прикрывают немецкие истребители. Ведущий позже атаки развернулся налево, и я их утратил. Нужно же бомбы сбросить. Иду с курсом на юг, обнаружил немцев, сбросил бомбы. Гляжу два истребителя мне насупротив: кресты, свастики, камуфляж желто-зеленый. Реальные хищники! Во, думаю, вероятно, это те самые истребители, про которые товарищи рассказывали. Я газу дал и иду со снижением, пытаюсь уйти от них на скорости на восток в направлении Белгорода. 1-й атаковал меня, не знаю, с какой дистанции, но думаю метров с пятидесяти. Я только вижу фонтанчики рвущихся на плоскостях эрликоновских снарядов. Форточка открыта, я подсознательно отжал ручку вперед, головой стукнулся о фонарь…
Ты знаешь, как электросварка пахнет? Вот верно такой же запах в кабине! Планшет с картой, тот, что был на тонком классном кожаном ремне, перекинутом через плечо, вытянуло в форточку и ремнем меня притянуло к фонарю кабины. С трудом я его оборвал. Атаковавший меня истребитель выскочил вперед, и пилот глядит ─ как я там? А у меня позже его попаданий, «нога», наконец, убралась. Я осознал, что от них не уйду, газ убрал и стал маневрировать. Высота ─ теснее метров двадцать. Думаю, теперь 2-й зайдет. И ─ верно такая же атака. И вновь попал пристойно. Но самолет управляемый, не горит, только дырки. 2-й стукнул, проскочил - посмотрел. Я отвернул налево, а они пошли в глубь своей территории. Отчего они за мною не пошли? Так как у немцев стоял фотокинопулемет. Им не нужно доказывать сбили либо не сбили. Они оба меня сбили, и оба засчитали себе сбитый самолет. Развернулся на север. Думаю, дойду до Курска, а потом развернусь на восток на речку Оскол, и там обнаружу свой аэропорт.
Иду. Гляжу, на земле немцы, потом наши, а потом вновь немцы. Немного прошел, думаю, сесть что ли, спросить? Гляжу, идут два Ила. Я к ним пристраиваюсь. Думаю, сяду на аэропорт, там разберемся. Развернулись направо, на восток. Увидел Оскол, сориентировался и сел на свой аэропорт. Хотел притормозить, а самолет раз, раз и остановился, оказывается, у меня были пробиты обе покрышки, пробиты стойки шасси. Самолет был искалечен так, что его списали. В всеобщем, они не попали только в меня, в мотор и в бензобак. Гляжу, начальник полка подъезжает на машине: «Ух, тебя и разделали».