Страна : Япония
Тип : Истребитель
Год : 1943
Морской истребитель-бомбардировщик Каваниси «Сиден-КАИ», модель 21Ко, Каваниси N1K2-Ja (кодовое имя «Джордж»)
Истребительно-бомбардировочный вариант N1К2-Ja модель 21Ко был разработан к моменту запуска в серию N1К2-J. Основным различием модели 21Ко стали подкрыльевые пилоны. «Сиден-КАИ» этой модификации мог нести четыре 250-кг бомбы, по две под всяким крылом, либо две 500-кг бомбы, либо четыре либо две 60-кг бомбы. Как и на N1К2-J, под крылом могли подвешиваться неуправляемые ракеты.
Наружно N1К2-Ja дозволено было отличить по низкому килю уменьшенной площади.
Позже удачного заключения заводских испытаний самолёты N1К2-J были выбраны Японским Императорским Флотом в качестве основного истребителя и истребителя-бомбардировщика. Планировалось развернуть широкомасштабное производство «Сиден-КАИ», которое, впрочем, непрерывно отставало от обозначенного графика. Расположение исключительно ухудшилось, когда заокеанские тактические бомбардировщики B-29 Superfortress начали наносить удары по индустриальным объектам Японии. Прямых атак на линии сборки самолётов «Сиден-КАИ» не было, основной целью являлись заводы фирм-субподрядчиков. Это привело к нехватке резерва листового металла, стальных поковок, алюминиевых штамповок, моторов и комплектов шасси.
Истребители N1K1-J впервой были применены в боях у озера Себу в октябре 1944 г. После этого применялись в большом числе на Филиппинах. С конца 1944 г. N1K1-J и N1K2-J были сконцентрированы в ПВО Японии.
Особенно знаменитой частью, оснащённой «Сиден-КАИ», стал сформированный в декабре 1944 г. 343-й Кокутай под командованием особенно опытного флотского начальника Минору Генды. В этом полку он собрал асов морской авиации и добился его оснащения экстраординарно новейшими истребителями N1K2-J. «Клинки Генды», носившие также наименование «эскадрильи специалистов», были элитой флотской авиации. Их мастерство стремительно ощутили на себе заокеанские пилоты, к этому времени теснее порядком отвыкшие получать заслуженный отпор. Показателен бой, проведенный мичманом Каниёси Муто в феврале 1945 г. Пилотируя N1K2-Ja, он в одиночку атаковал 10 истребителей F6F Hellcat, сбив четыре из них и вынудив остальных выйти из боя.
Возникновение «Сиден-КАИ» стало весьма неприятными сюрпризом для американцев. Если «Сиден» был классен, то избавившийся от «детских болезней» предшественника N1K2-J примитивно великолепен. Боевой навык показал, что, будучи управляемым лётчиком даже средней квалификации, «Сиден-КАИ» мог на равных противоборствовать любому истребителю союзников, не исключая последние модификации Р-51 Mustang, которые возникли в небе Японии весной 1945 г.
Производство N1K2-J закончилось позже капитуляции Японии. Каждого было выпущено 1435 «Сиденов» всех модификаций, включая 998 N1К1-J и 415 N1К2-J.