Страна : США
Тип : Пикирующий бомбардировщик
Год : 1942
Одномоторный палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик Douglas SBD-3 Dauntless
Двухместный цельнометаллический моноплан, с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Сделан в КБ фирмы Douglas Aircraft Company под начальством Эда Хейнеманна (Ed Heinemann), на основе пикирующего бомбардировщика Northrop BT-1. В начальную конструкцию самолета были внесены бесчисленные и существенные метаморфозы, позже чего он получил обозначение XSBD-1. Крыло самолёта имело революционную для того времени конструкцию - безлонжеронную, с сотовым комплектом, и было оснащено классическими «перфорированными» щитками по задней кромке плоскости, которые отклонялись вниз на посадке, а на пикировании - и вверх и вниз.
Самолет строился серийно с 1939 г, принят на вооружение заокеанского флота (USN) под обозначением SBD в июне 1940 г, получив имя «Dauntless» («Неустрашимый»). В начале 1941 г. первая эскадрилья SDB начала полёты с палубы авианосца «Lexington».
Модификация SBD-3 возникла в строевых частях весной 1942 г, в её конструкции был учтён навык боевого использования самолета. На SBD-3 было установлено дополнительное бронирование, мягкие протектированные топливные баки, а также улучшена электросистема. Самолет был оборудован 9-цилиндровым звездообразным мотором воздушного охлаждения Wright Cyclone R-1820-52 мощностью 1000 л с.
Было усилено стрелковое вооружение самолета, которое состояло из 2-х фюзеляжных синхронных 12,7 мм пулемётов Colt-Browning M2.5, с боекомплектом по 360 патронов на ствол. Одиночный 7,62 мм пулемет Browning M2.3 в задней верхней установке был заменен спаренной установкой того же калибра с боекомплектом 600 патронов на ствол.
Бомбовая нагрузка самолёта не изменилась. Под фюзеляжем SBD-3 мог нести одну бомбу калибром до 1000 фунтов (454 кг), и ещё две бомбы калибром до 100 фунтов (45 кг) на подкрыльевых бомбодержателях. Взамен бомбы под фюзеляжем дозволено было установить подвесной топливный бак вместимостью 220 л и применять самолёт в качестве разведывательного.
В начале войны на Тихом океане на счету пикирующих бомбардировщиков SBD было множество потопленных боевых кораблей Японского Императорского Флота. Эти самолёты внесли решающий взнос в победу у атолла Мидуэй (Midway Island), отправив на дно в июне 1942 г, основные ударные силы японцев, состоявшие из четырёх основных авианосцев флота: «Кага», «Акаги», «Сорю» и «Хирю». Тем самым именно «Донтлиссы» оказали самое значительное могущество на перелом в ходе боевых действий в Тихоокеанской войне.
Экипажи с снисканным уважением относились к SBD, наградив его прозвищем «Неторопливый, но убийственный» (Slow But Deadly), следственно позже снятия «Донтлиссов» с вооружения весьма неохотно переучивались на новые пикирующие бомбардировщики SB2C. Последней операцией с участием SBD стала битва у Марианских островов в июне 1944 г.
Каждого было построено 584 бомбардировщиков SBD-3 Dauntless.